Ватто

Ватто (Жан-Антуан Watteau) – французский живописец (1684 – 1721). Род его живописи определен был академией художеств, куда он был принят в 1717 г., как живописец de fetes galantes. Он родился в Валансьенне; отец его был работник и подрядчик. В. с самых юных лет обнаруживал склонность к искусству и был поручен Дерену (Derin), лучшему учителю в его родномгороде. В 1702 г. он отправился в Париж, где сначала работал в мастерской одного посредственного художника, изображая все что попало и часто повторяя один и тот же сюжет по много раз. Перейдя в мастерскую Жилло (Gillot), он и там оставался недолго и перешел к декоративному живописцу Одрану, и украшал своими фигурами его орнаментальные произведения. Затем В. стал писать декорации для оперы, и это занятие вероятно повлияло на род его картин, изображавших веселые, фантастические праздники, изящныеженские и мужские фигуры, красивые, несколько театральные, сады украшенные вазами и статуями. Костюм играл большую роль в его картинах, костюм изысканный, необыкновенный, но красивый и богатый. Несмотря на общее содержание картины, которое не могло быть списано с натуры, В. оставался ей верен в частностях. Оригинальность, веселость и изящество его композиций, несмотря на их искусственность и даже, может быть, по этой причине пришлись по вкусусовременному французскому обществу: картины В. раскупались нарасхват. Еще больше чем картин, В. расписал дамских вееров, крышек тогдашних клавикорд и вообще частейразной мебели; это был салонный живописец. Птицы, плоды, животные, орнаменты, празднества, военные группы – все по очереди занимало его кисть. Живопись его была красива и нежна, хотя не особенно закончена в деталях. В. пробовал подняться до исторической живописи, но с малою удачей. Его раздражительный характер и слабое здоровьечасто заставляли его избегать общества – черта, которой нельзя бы угадать из его картин. Больной В. предпринял для развлечения путешествие в Англию, которое однаконисколько его не рассеяло. По возвращении во Францию он с одним из своих друзей поселился в Нижоне на Марне, где вскоре и умер. Учениками В. были Ланкре и Патер, многоему уступавшие. Скоро прошла пора пристрастия к картинам этого рода, имя В. произносилось с пренебрежением, и в этот период времени большая часть его картин перешлав Англию. Потом опять настало время, когда художественная репутация В. была частью восстановлена, но картины его не возвратились из Англии. Картины В. пользовалисьтакою известностью, что более 80 граверов были заняты их воспроизведением в эстампах. Сам В. сделал 8 гравюр, вытравленных крепкой водкой. В Париже в галерее Лувра имеется только одна картина В., в Дрезденской галерее – их две, в Берлинской – четыре. Эрмитажная галерея в Петербурге владеет пятью его картинами: «Менуэт», «Мальчик савояр с сурком», «Серенада в саду», «Тягости войны» и «На бивуаке». Надо заметить что В. картин своих не подписывал.

Ф. П.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона