Вино
Вино, подобно другим хмельным напиткам, вызвало у всех народов множество разнообразных сказаний, касающихся особенно его происхождения. Уже в древнейшую эпоху жизни индоевропейских народов хмельные напитки были известны, и особенно ценился опьяняющий напиток сома, который считался самым священным и благородным даром неба;в честь сомы сочинялись и пелись гимны, записанные в ведах и авесте, а человек упившийся этим напитком считался прорицателем: бог говорил его устами. У греков мы ужевстречаем различные взгляды на вино: спартанцы гнушаются его; другие хотя и презрительно смотрят на пьянство, тем не менее ценят этот вакховый подарок, и устраивают от времени до времени в честь его вакханалии. Тогда же являются сказания о происхождении растения, которое дает вино. По этим сказаниям Вакх, нашедший маленькую виноградную лозу, хотел ее пересадить, для чего вложил ее в птичью кость; но на дороге растение стало так быстро расти, что надо было искать другого вместилища: тогда Дионис посадил его в львиную и потом в ослиную кость. Прибыв в Наксос, он посадил лозу в землю вместе с этими тремя костями, и потому люди пьющие вино сперва поюткак птички, потом становятся львами и наконец обращаются в ослов. В связи с греческим преданием находится другое, более древнее талмудическое предание о том, что, когда Ной сажал виноградную лозу, Дьявол полил ее кровью овцы, льва, обезьяны и свиньи, вследствие чего вино производить соответственные последствия. В слове МефодияПатарского говорится, что Дьявол научил жену Ноя делать хмельной напиток; с гораздо большими подробностями рассказывается в повести «Отчего уставися винное питие», как черт научил мужика делать водку, и как последний разбогател вследствие этого. Нечто подобное повторяется в одной белорусской (Боричевский, «Народные славянские рассказы», 167) и в малорусской (Драгоманов, «Малорусские народные предания и рассказы», 17) сказке, где вино тоже является дьявольским изобретением. Как известно Лев Толстой обработал это сказание в одной из новейших сказок своих. Богомилы учили «яко вино и жена от Диавола естаа» и доказывали, что и здесь виновен главным образом Сатанаил, и таким образом создались легенды о происхождении виноградной лозы.
И. Л.
Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона